Степан Терещенко

Степан Терещенко лауреат первой российской премии в области научно-технологического искусства среди молодых художников, ученых и инженеров ASTA. Его проект  «Лиминальный аттракцион» описывает переходное состояние человечества между реальным и цифровым миром. Имея образование и опыт работы в области архитектуры, автор тщательно конструирует свою экосистему, в которой нет случайных элементов. 



В центре внимания художника находится понятие лиминального пространства. Это  термин, обозначающий переходные зоны, такие как подземные парковки, переходы метро, отельные коридоры и пр. В интернет-эстетике лиминальные пространства часто относят к, так называемым, dreamcore и weirdcore направлениям. Их основные свойства — пустынность, неестественность и зловещая неуютность.


В создании своих лиминальных пространств Степан использует яркие цвета и простые геометрические формы, наделяя происходящее аттрактивными свойствами. На выставке зритель имеет возможность обозревать аттракцион целиком: пролетая над ним и смотря в иллюминатор, приближаясь к некоторым зонам и встречаясь с реальными предметами. Эти техногенные ландшафты лишены человеческого присутствия.  То, что должно нас привлекать (attraction) становится шизоидным, маркируя разрыв человеческого с нечеловеческим. 


То, что выглядит ландшафтом оказывается набором означающих. Художник говорит: «Я предлагаю встретиться с искусственностью цифрового мира, чтобы подготовиться к вступлению в него в будущем.  Экспозиция состоит из 6 взаимосвязанных зон: Карта, Бассейны, Водопад, Суша, Портал, Предметность. Проводниками в новый виртуальный мир становятся „предметности“ — Конус и Модули. Они помогают зрителю преодолеть барьер между реальным и виртуальным. Вершина Конуса символизирует точку входа, от которой начинается бесконечное развитие виртуальной вселенной, Модули олицетворяют ее обитателей и образуют потоки, ведущие посетителя по экспозиции.» 


Сигнификаторы, которые художник вводит в свою виртуальную вселенную демонстрируют ее условность. Внутри тотальной абстрактности происходящего зритель испытывает эффект «зловещей долины», где-то, что нас привлекает и развлекает, может свести нас с ума.