Sleepers Club

Евгений Гаврилов

Myth Gallery, 2021

Автор проекта Sleepers club — Евгений Гаврилов, художник из Новосибирска, известный под псевдонимом dyad, сооснователь лейбла Echotourist и вместе с этим один из идеологов крупного сибирского сообщества музыкантов и художников.

Dyad — это диада или диад-аккорд, две ноты, взятые вместе, обозначающие музыкальный интервал. Называясь таким образом, автор подчеркивает свою принадлежность прежде всего музыкальной сфере, хотя его практика теперь выходит далеко за рамки работы со звуком. В своем первом персональном проекте художник берет диад-аккорды: три отдельные инсталляции в залах имеют самостоятельное значение, но взятые парами, «звучат» дополнительным смыслом.

Выставка имитирует закрытый клуб, участники которого исследуют границы сна. Их интересуют особые переходные состояния, трансформация сознания, и чувство дереализации мира. Если ты практикуешь осознанные сновидения, хочешь поговорить о своих состояниях, или просто поспать: «You are welcome to the сlub».

Сериал

В центре выставки находится сериал «ХХ: ХХ». Сериальное повествование, как и сон, строится на ограниченном количестве образов-зацепок, усвоенных психикой. Они выдаются сновидящему в качестве гештальтов. Впадая в сон, я как бы попадаю в свой собственный сериал. Там опять придет мой близкий/далекий/неожиданный герой, окутанный странным ощущением значимости. «Ты значишь еще что-то. Ты несешь с собой больше чем свой image, ты несешь скрипт. Скрипт бессознательного». Герои и события внутри видеоработ Гаврилова имеют то же «онирическое» напряжение — ощущение невидимой/недоступной нам (свидетелям) цели. Эта цель находится вне повествования, но присутствует в виде поиска ответа/ключа/объяснения. Она создает гравитацию — притяжение и центростремление, в соответствии с которым будут действовать герои сериала.

Автор

В случае с работами Гаврилова мы вынуждены обращаться к теории нарратологии Вольфа Шмида и задаваться вопросом об отношении героя и автора. По Шмиду, существует два типа нарратора — диегетический и недиегетический. Первый существует внутри повествования, а второй — вовне. Здесь художник (автор) может быть восстановлен из «симптомов» своих героев, или даже наоборот, он распадается симптомами на своих персонажей. Это дискретный над-диегетический нарратор — он расщеплен и присутствует опосредованно. В одной из сцен сериала мы видим его руки. Он открывает компьютер, папку «видео»; тут, вероятно, лежит весь сериал, который мы как раз и смотрим. Таким образом автор «надрезает» герметичный диегезис (всё вымышленное) сериала и демонстрирует его фиктивность. Он запутывает нас с помощью повторений событий, локаций, знаков. У автора нет задачи разъяснить или прояснить повествование, скорее завернуть (envelop) сюжеты друг в друга.

В последнем зале, в пространстве самого клуба, мы можем занять позицию автора, видеть происходящее его глазами. С помощью технологии VR художник помещает нас в комнату (свою/сновидца?). Мы испытываем эффект «сонного паралича»: видим сон, завернутый в сон, от которого невозможно проснуться.

A key is also a lock

Совершая прохождение в клуб любителей сна, зритель будто становится героем выставки, одним из агентов поиска ответа. Как подсказывает автор: «A key is also a lock» (англ. ключ это тоже замок). Можно подумать, что ключ дан нам в образе навязчивого кубика — сгустка обсессии — он нависает над зрителем в первом зале, и появляется затем в сериале. Объекты и герои из сериала как бы материализуются в последнем зале — пространстве клуба, объясняя его. Так последовательно разворачивается история, ключи к которой всегда находятся в предшествующей истории, являясь одновременно и их замками. Ответ на вопрос о том, как устроен Sleepers club лежит прежде всего в области музыкального, и берется с помощью диад-аккорда, по логике построения музыкального произведения. Sleepers Club — это объемная музыкальная композиция, мультимедийный опыт, проявленный средствами звука, кино и технологий.